2nd Dec, 2009

Фото-отчет поездки Байкал-2009

В августе 2009 года я, Дмитрий, мой брат Юрий и друг Николай решили побывать на юге Байкала. Изначально планировалось отправиться на самом проходимом автомобиле – УАЗике 31512. Но по ряду обстоятельств, одним из которых стало техническое состояние аппарата, мы выдвинулись на японском авто Toyota Corolla. Мы должны были проехать до озера через Уяр, Канск, Тайшет, Зиму, Иркутск. Побывать в горах Бурятии – Хамар Дабане, в Аршане, посетить много поселений бурятии. Увидеть устье Ангары, в Листвянке, ну и наконец побывать в сердце Байкала – на острове Ольхон. Такая вот у нас насыщенная планировалась поездка.

Наше путешествие началось из Красноярска. Города, на реке Енисей. Мы выехали рано утром и только к ночи приехали в Иркутск, где заночевали в машине. Спать в машине конечно не самое приятное в жизни. Прийдя в себя рванули дальше. … Путь лежал в республику Бурятию, там нас ждало озеро, горы, солнце и … еще много чего. Вообще, с погодой нам повезло. Август действительно золотая пора на Байкале. Просто превосходно. Ближе к обеду мы прибыли в деревню Култук – порт на берегу Байкала.

Байкал Байкал

На достигнутом никто не хотел останавливаться. Собрались ехать в сторону Монголии, на курорт Аршан, да только нужную нам дорогу проехали. А тут знак. Начался город Слюдянка. Решили поменять планы и устроиться где-нибудь на берегу озера. Покрутившись, нашли выезд к небольшой речушке. Время обед, а мы с Иркутска еще ничего не ели. Решили заняться костром.

Байкал Байкал Байкал

В рамках геокэшинга (игра “Geocaching”), да и в спортивных интересах, мы собирались подняться в горы Хабар-Дабан. Если быть конкретнее, к пику Черского. На машине туда естественно не добраться. О том, сколько времени займет подъем пешком, имели смутное представление. Рассчитывали не меньше чем пол дня…. Конечно в этот день мы ни в какие горы не пошли. Сошлись на том, чтобы заночевать у самого начала тропы в горы, прямо на берегу Слюдянка… Оперативно выгрузили все нужные вещи, в том числе палатку, спрятали в кусты и поехали ставить машину на автостоянку. Но, к сожалению, автостоянок в поселке Слюдянка не было и чисто случайно мы с одним из жителей договорились оставить машину во дворе. Народ здесь как оказалось порядочный. Ну а сами вернулись к нашим вещам. … Пришел вечер. Палатка наша уже стояла. Мы крепко перекусили и легли спать.

Байкал Байкал

Поход на пик Черского – один из самых популярных маршрутов южного прибайкалья. Маршрут сравнительно не сложный, но, в тоже время, очень разнообразный. Маршрут можно разделить в три этапа: путь до базы отдыха, подъем к метеостанции, расстояние до которой от началы тропы – 21 километр и подъем к пику Черского, от метеостанции нужно будет по серпантину пройти несколько километров.

Мы отдаляемся от нашего лагеря, по пути нам встречается мраморный карьер. В нем добывают мрамор открытым способом. Для нас это было впервые, видеть столько мрамора. На щитах у дороги появляются предупреждающие надписи о проводящихся работах, а наверху слышен шум карьерных самосвалов. Мрамор здесь повсюду, камни с вершины карьера долетают прямо до реки.

Байкал Байкал Байкал

Через пару часов мы пришли к базе отдыха. Здесь для туристов предоставляется возможность переночевать, отдохнуть, сходить в баню. База располагается примерно посередине пути до метеостанции. Передохнув, мы двинулись дальше.

Байкал Байкал

Все туристы идут с огромными рюкзаками, таща на себе палатку и провиант. Обычно продолжительность таких маршрутов несколько дней. Туристы ставят лагерь возле метеостанции и налегке совершают подъем к пику. Но мы другие. Наша задача подняться к пику, понаблюдать на все красоты и мысленно отметив победу спуститься к нашему лагерю.

Байкал

Еще один крутой подъем, впрочем, непродолжительный, и неожиданно на открывшемся большом ровном пространстве показывается площадка метеонаблюдений, а затем и большой дом метеостанции «Хамар-Дабан». Мы поднялись уже до отметки 1430 м над уровнем моря, т.е. набрали около километра высоты от поселка Слюдянка. Весь этот путь (около 21 км) в хорошую погоду и с не тяжелым рюкзаком может быть преодолен примерно за 6 часов с учетом нескольких непродолжительных остановок на отдых.

На площадке около метеостанции обычно устанавливают базовый лагерь, из которого совершают выходы по радиальным маршрутам на пик Черского, на озеро Сердце, к водопадам на р. Подкомарной и ее притоках, к перевалу Чертовы Ворота, к пику Чекановского. На территории метеостанции имеется колодец, других источников воды здесь нет. Иногда базовый лагерь делают и в других местах: на Казачьей Поляне или на большой поляне за ручьем Посетительским.

Восхождение от метеостанции начинается по серпантину Старокомарской дороги, которая с конца 18-го века служила одним из караванных путей из России в Монголию и Китай. После постройки Транссибирской железной дороги надобность в нем отпала, и он пришел в запустение. Однако, поднимаясь по этому, причудливому, серпантину среди могучих кедров, так легко представить себя караванщиком или путешественником из прошлых веков.

Байкал Байкал Байкал

Вскоре кедровый лес сменяется стлаником и альпийскими лугами. Это, так называемый, первый голец на пути к пику Черского. От дороги по одной из туристских троп поднимаемся на вершину гольца (высота 1901 м над уровнем моря). Сверху открывается вид на вершину пика Черского.

Немного отдохнув, полюбовавшись изумительным видом на окружающие горы, мы стали прощаться с Хамар-Дабаном. Нам предстоял долгий путь в лагерь. Как только стало темнеть, мы воспользовались своими налобными фонариками и успешно добрались до лагеря, часа в 3 ночи. Поставили палатку и крепко уснули.

Байкал

На следующее утро или даже день, мы забрали машину и начали готовиться к новому путешествию. Но с погодой нам не повезло. Над нами висели тучи, изредка раздавались звуки грома, сопутствующие мелкому дождю. После обеда, мы все же собрав вещи и насладившись чаем, выехали из Слюдянки и ринулись в Аршан.

Аршан – замечательный уголок сибирской земли. У подножия монументальных Саянских гольцов, сверкающих на солнце заснеженными вершинами почти круглый год. Аршан – это яркое солнце, синее небо, первозданная тайга… Но в Аршан приехали уже к ночи, безуспешно искали палаточный лагерь. Пока погода не дала о себе знать. Начался сильный дождь и ветер. Без вариантов. Ночевка в машине.

Следующий день хорошей погодой нас не порадовал. Мы не стали портить первое впечатление об Аршане, из-за плохой погоды и переехали на реку Иркут.

Байкал Байкал

На следующее утро яркое Бурятское солнце нас порадовало, и мы направились к Аршану.

Там мы оставили машину и начали подъем вдоль реки Кынгарга. Река Кынгарга имеет 12 водопадов, к ним можно пройти по хорошо набитой и промаркированной тропе.

Байкал Байкал Байкал

Первый водопад (самый крупный на Кынгарге) находится в 1,5 км от курорта Аршан. Высота водопада ~7 м. Через ущелье над водопадом на 10-метровой высоте перекинут легкий мостик. Место очень популярное.

Второй и следующие водопады высотой от 3 м и меньше, они расположены выше по течению на протяжении ~5 км. Наиболее красивым из них считается водопад Веерный Каскад. Мы туда и идем. Дальше тропинка довольно крутая и местами требует хорошей сноровки.

Вдоволь полазив по горам, мы стали прощаться с этими местами, возвращаться к машине. Через час мы выехали из Аршана и направились в Нилову Пустынь. Нилова пустынь – курорт местного значения, использующий Ниловские горячие источники (а это радоновые ваны, души и т.п).

Байкал Байкал

Лагерь поставили рядом с деревней. А на следующее утро съездили в буддийский дацан, что в 4 км выше по течению реки от курорта «Нилова Пустынь». Посещение дацана было в рамках игры геокэшинг.

Байкал Байкал Байкал

Кстати, это был наш последний день в Бурятии. Следующей нашей точкой была Листвянка. Проезжали через Иркутскую ГЭС.

Листвянка, зажатая между берегом Байкала и отрогами Приморского хребта, лентой протянулась более чем на пять километров. Полоска земли, которую отвоевал поселок у гор, очень узкая, – по ширине помещаются дорога и один-три дома, не больше. Так что мы не нашли других вариантов, как остановиться на плантой кемпинг-стоянке, о чем мы потом пожалели. Никакой дикой эстетики.

Утром мы отправились пешком осмотреть еще одну достопримечательность Листвянки – солнечную обсерваторию.

Байкал Байкал Байкал

Налюбовавшись прелестью природы, и отличной солнечной погодой, выехали из Листвянки и направились в сторону Иркутска, где по пути посетили архитектурно-этнографический музей в Тальцах.

Музей мы смотрели 4 часа, все остались довольны, а после направились на остров Ольхон. Первый свой лагерь на острове организовали у скалы Шаманка.

Байкал Байкал

Дальше на север, за деревню Харанцы. Отсюда хорошо виден остров Харанцы.

Медленно продвигаясь на север, стало темнеть, и мы мигом определились с нашей новой стоянкой. Сегодня очередь Коли идти за водой. Одев, на него комбинезон, отправили его покорять стихию.

Утром Байкал успокоился, стало тихо, спокойно. Часов в 10 утра выехали в сторону поселка Песчаный. Но там нас ждало разочарование… песчаная дорога, по которой проезжают только внедорожники. Таким образом, наш план попасть на мыс Хобой накрывается медным тазом. Раз не судьба попасть на северную точку острова, мы решили его покинуть, устремившись в сторону паромной переправы. Мы пробыли на Ольхоне 3 дня, которые оставили, пожалуй, самое яркое пятно на всем нашем маршруте.

Байкал

Немного поблуждав по местным скальным дорогам, мы все же выехали к берегу, откуда открылся потрясающий вид, на это могущественное озеро.

Это был наш последний Байкальский день. На следующий день в 23:00 мы уже были в Красноярске. Вот такая у нас получилась поездочка в этом году. Продолжение непременно следует…