2nd Oct, 2010

Тропами Северного Байкала

В этом году мы как и планировали, побывали на Севере Байкала, побывали почти везде, на что ушло две с лишним недели. За это время успевали вести дневник, который в сочетании с фотографиями и будет нашим фото-отчетом о проделанной поездке. Кстати, желающих набралось, не много не мало, двое 🙂
Итак! началось все 4 июля 2010 года. Мы поездом выехали из города Красноярска.

6.07.2010   Утро. 9 часов. Мы прибыли в город Северобайкальск. Огляделись, город  не большой.

Набрав немного продуктов в местном магазине, мы направились в сторону городского пляжа.

Пляж , нас, не впечатлил своей чистотой, но увиденные нами красоты  Байкала унесли негативные мысли прочь. Осмотрев Байкал, мы присели на бревно, выброшенное волнами на берег, и стали наслаждаться  завтраком. Погода, в то утро, была прохладной  примерно +16,  дул легкий свежий ветерок  с Байкальских  хребтов и светило солнце. 🙂 Перекусив, мы сняли обувь и по щиколотку зашли в воду, чтобы ощутить на своих ногах всю леденящую  силу озера. Вода была прохладная, но терпимая на ощупь, примерно  +15С.

Вскоре, к нам присоединилась интересная компания из мужичка священника, имя которого мы так и не узнали, и Доминиана – это молодой ученый из Кембриджа. Они, как оказалось, прибыли на Байкал тем же утром и сразу направились на берег покупаться.  Вместе, мы, быстро соорудили костер. Священник  принялся коптить рыбу.  Они угостили нас омулем, слабосоленым и жареным  – было очень вкусно! После обеда к 15 часам на улице распогодилось, стали подходить  люди на пляж, и нам захотелось искупаться в озере. Священник с шотландцем, были первыми, кто зашел в воду, но и мы не стали долго засиживаться и с удовольствием искупнулись.

В 16 часом мы попрощались с нашими новыми друзьями и направились на автовокзал, так как на вечер у нас были куплены билеты по направлению в село Байкальское. В деревню пришлось добираться около часа, по не очень  хорошей;  ухабистой дороге. В маленьком автобусе, нам, с нашими рюкзаками, достались лишь задние места, и, соответственно, все кочки чувствовались нами особо остро.  Приехав в деревеньку, мы купили провианта, и пошли вдоль береговой линии искать место для стоянки.  Спустившись с пологого склона на каменистый берег, мы обосновали свой маленький лагерь и принялись за приготовление ужина. Таким был наш первый день на Байкале – достаточно интересным и насыщенным!

7.07.2010 10.20 Утро нового дня. Хороший солнечный день.  Выспались, поели и  выдвинулись  искать Слюдяные озера.

Искали долго,  пришлось идти по лесной  тропинке; по лошадиным следам и какашкам.

Во второй половине дня тропинка нас вывела к берегу Байкала. У готового кострища, где, по-видимому, рыбаки вялят рыбу мы и остановились перекусить, да искупнуться.

После обеда мы  обследовали берег и оказалось  тропа вдоль берега, на которую мы вышли, зовется «Большая Байкальская тропа» – она помечена синим кружком.  Пройдя некоторое расстояние вдоль каменистого берега, мы решили разбить лагерь и заночевать, а утром следующего дня продолжить путь к озерам.

8.07.2010 10 утра. Продолжаем путь на Слюдянские озера. День выдался жарким, пекло солнце и заедали слепни разных  мастей.

Шли по «ББТ», путь  был сложный. Приходилось идти и в гору, и по каменистому берегу, и по лесу.

В 15 часов остановка на обед и купание в холодном Байкале.

В 18 часов выдвинулись далее. По всей протяженности ББТ лежали конские  «мины», так как некоторые туристы предпочитают конно-пеший спорт и  стойкий дух навоза с мухами преследовали нас  всю дорогу.  Пройдя мыс Тонкий, мы остановились передохнуть. Там очень красивая панорама и росло дерево, похожее на стул. Я залезла на него и сфотографировала всю эту красоту.

Дальше, мы, вышли на дорогу, которая вела через выгоревший лес и вывела опять на ББТ на каменистый берег. По одной стороне тропы было  болото, по другой Байкал.

Пройдя отрезок каменистого берега, мы наконец-то приблизились к малому Слюдянскому озеру.  По дороге, нам на встречу, шла англичанка и на ломаном английском мы узнали у нее как пройти на большое Слюдянское озеро. Она показала нам обходную дорогу, но мы решили сократить расстояние и по направлению, заданному навигатору, отправились  через лес, заболоченную местность, густорастущие кустарники и уже через 15 минут были у большого Слюдянского озера. УРА!!! Далее пошли искать место для палатки и дрова, чтобы  сварить ужин. Палатку пришлось ставить у дороги на косе, которая делила большое озеро на заболоченную местность и озеро. Вода в озере была прохладно приятной и прозрачной, видно было  песчаное дно, а на ее поверхности и на берегу плавали  частички слюды, которые отблескивали  на солнце. 🙂

9.07.2010 Целый день стоянка на озере. Дима соорудил самодельную удочку нацепил снасти и пошел рыбачить. Ловил рыбу на мух и слепней, пойманных на месте. Удалось выудить 15 окуней, уха получилась вкусной,  а печеный окунь еще вкусней, далее по расписанию на день – купание, солнечные ванны – в целом  восстановление сил. Нас окружала удивительно красивая местность: горное озеро,  каменистые холмы, тайга и чистейший лесной воздух.  Отбой в 12 ночи.

10.07.2010 Утро 8 часов. В планах посетить слюдяные штольни, в 19 часов выехать обратно в Северобайкальск, затем отравиться в Дзелинду.

Отдохнув и набравшись сил на озерах в 10-ом часу утра, мы, направились искать слюдяные штольни, где в начале 20-го века в 30-х годах репрессированные заключенные рабским трудом и ценой своей жизни добывали слюду. Этот минерал,  в те годы, применяли для изготовления зеркал, и как  диэлектрик, а так же импортировали  на запад.
Для того, чтобы добраться до подножия гор, где находились шахты, нам нужно было пересечь болото, протяженностью около 500-700 м, чтобы не обходить озеро по кругу. И мы пошли через заболоченную, заросшую кочками и кустами местность. Старались идти  по макушкам кочек,  мелким кустарникам,  мху, но все равно ноги проваливались по щиколотку в холодную воду, а  местами и покалено.  Пройдя болото, мы вышли на лесную тропинку в царство больших и мелких красных муравьев, и еще долго шли вдоль берега озера, проходя мимо заваленных шахт по добыче извести . Теперь к слепням, мухам и комарам добавились и красные муравьи, они искусали наши ноги больше, чем  все остальные. Через некоторое время к нам на встречу вышел мужичек, от него мы узнали, что уже подходим к штольням.

Мы пришли к этому месту. У подножия горы стоит белый большой крест – памятник погибшим от голода и холода заключенным в те худые годы. Спрятав свою ношу в лесу от посторонних глаз, мы, уже  налегке, начали  подъем по  тропинке в гору.

При подъеме пришлось преодолевать  серпантин – крутые подъемы с завалами из камней и поваленных деревьев.

Наш путь  по протяженности составлял примерно 1500 м в длину, 750м в высоту, около часа по времени и был усеян кусочками слюды, блестящими на солнце. На самой вершине горы было несколько уже заваленных шахт.

Их взорвали  еще при советской власти для безопасности, да и слюду к тому времени прекратили добывать.  А так же там открывается изумительная картина Байкала и близ лежащих горных озер. На вершине горы мы были не одни, в впереди и позади нас шли толпы туристов из местных летних лагерей и санаториев. Но это не помешало нам сделать фото и видео съемку.

Достаточно отдохнув, и насладившись красотой местной  природы, мы отправились назад. Спуск был намного легче и быстрей. Спустившись, сварили обед, и во время обеда к нам присоединился тот самый мужичек, которого встретили на пути к штольням. Он рассказал нам много интересного про эту местность и ответил на некоторые интересующие нас вопросы.  Затем мы вышли к дороге – ждать автобус на Северобайкальск. Но ждать долго не пришлось, нас бесплатно подвез какой-то добрый водитель . Оказалось мир не без добрых людей!

В Северобайкальске мы заночевали на берегу городского пляжа, и на утро следующего дня отправились в Дзелинду –  на горячие источники.

[Термальный источник Дзелинда находится в долине реки Верхняя Ангара, в 92 км от города Северобайкальска. Температура воды 44,5  С. Вода сульфатно-гидрокарбонатно- натриевая.  Микромениризация 0,56 г/л, кремнекислота около 130 мг/л. Дебит 10 л/сек. Слабый запах сероводорода, повышенное содержание кремнекислоты. Оказывает лечебное действие, благодаря наличию в воде фтора, кремнекислоты, а так же радона.]

11.07.2010   8 Часов утра. Едим в «бичевозе» – это электричка по местному, билет на одного человека стоит 48 рублей.  По времени на электричке добираться в Дзелинду около двух часов.  Пешком  до базы от станции идти 15-20 минут по асфальтированной дороге. На самой базе съем домиков за сутки стоит от 1200 руб. Сюда входит и посещение бассейна с горячей водой. Мы решили пройти дальше, до диких термопар и разбить палатку у лесной опушки.  В планах на вечер – рыбалка на местной речушке и купание в термальных источниках.  Рыбалка на первый раз не удалась.

12.07.2010   Этот день мы отдыхали, загорали и купались. Вечером, Дима, сходил на рыбалку, с самодельной удочкой, и поймал окуней на уху.  Рыбачил на небольшой речке, в которую впадают горячие источники.  Говорит, что видал в реке большую щуку и ондатру. 🙂

Прожив на источниках 2 дня, мы встречали разных людей, местных и приезжих. Были даже такие, кто приехал сюда с  самого Урала на велосипедах.  В последний вечер нашего пребывания в Дзелинде, мы встретили очень странного человека лет шестидесяти, который приехал из Кичеры.  Он бывший милиционер, сейчас занимается парапсихологией, он рассказывал нам странные вещи  про жизнь и про людей в целом…А так же сказал, что Кичера- в переводе с древнего языка означает богом посланная всепоглощающая космическая энергия солнца.

[Кичера - поселок городского типа  в Северобайкальском районе республики Бурятия. Население 1,4 тыс. жителей (2009 год). Расположен в северной части республики, в 37 км к северо-востоку от административного центра района — посёлка Нижнеангарск, на берегах реки Кичера. Одноимённая железнодорожная станция на  БАМе.]

В общем, нам приходилось общаться со многими интересными людьми за все время нашего похода на Байкале.

13.07.2010 Итак, утро тринадцатого дня, мы встали в 5.30 утра, чтобы успеть на утреннюю электричку до села Холодного.

Собрав палатку с вещами в рюкзаки, мы пошли на станцию по дороге через лес, а после, вышли на асфальтированную дорогу. Утро нового дня было по- летнему красивым. Солнце, кусты, обрызганные росой; запах смородины, смешивающиеся с острыми запахами леса; легкий ветер, похожий на дыхание проснувшейся земли, — все это вызывает радостные, светлые чувства. Вместе с этим  из леса  доносилось пение лесных птиц и писк комаров, круживших над нашими головами. 🙂

Вдруг, за небольшим поворотом, перед нами показалась  фигурка животного. Это оказался медвежонок пестун, лет трех от роду.  Он был, от нас, в метрах 50-ти и спокойно сидел на дороге, играясь, не замечая двух больших людей, двигающихся к нему навстречу. Мы остановились и насторожились, достали ружье, медвежонок нас заметил, замешкавшись, встал на задние лапы, пытаясь разглядеть опасность. В начале, он попятился к нам на встречу, но разглядев нас лучше, от страха стал метаться по сторонам и вскоре побежал в лес, через небольшой ручей. В след  за ним доносился лишь треск сухих прутьев. Мы поняли, что опасность миновала для нас и для него, в первую очередь, и скорее продолжили наш путь. Больше всего меня напугал тот факт, что вслед за медвежонком покажется его мамаша, но «слава роду!» этого не случились! Такая неожиданная встреча со зверем по правде меня напугала, от страха, я чуть  не упала – подкосило ноги, я даже забыла достать фотоаппарат или камеру, чтобы запечатлеть эту интересную картину. 😀

8 Часов утра станция – река «Холодная». Саму деревню пришлось искать долго, потому что вышли остановкой раньше. Прошли ~8 километров, прежде чем нашли село. Ставить палатку пришлось на берегу самой реки. Река эта, на самом деле – очень холодная, и протекает  бурным потоком по каменистым порогам, не замерзает даже зимой. Оставив на берегу все вещи,  мы пошли в деревню покупать себе продукты.

[Сельское поселение "Холодное эвенкийское" занимает территорию в административных границах сел Холодное, Душкачан. Старинное село Душкачан образовано в 1944 году, с. Холодное в 1931 году. Площадь поселения составляет 105 га, из них сельхоз.угодья -18га, остальная территория - лесные угодья. Населенность около 230 человек.
Административным центром поселения является с. Холодное, находящееся в 20 километрах на северо-восток от районного центра п. Нижнеангарск. Село расположено на берегу одноименной реки в 3-х км к северу от её впадения в реку Кичера. Село Холодное - место проживания малочисленных народов Севера - эвенков Киндигирского рода численностью 184 чел. или 25% численности эвенков района. Почти треть эвенкийского населения (27%) не имеет постоянного места работы в связи с отсутствием рабочих мест. Работают две эвенкийские общины "Улуки" и "Орон", основной вид деятельности которых – оленеводство и охота на пушного зверя.]

В магазинчике купили горячего хлеба, у аборигенов – омуля, а из родника набрали вкусной живительной воды. Так же, первыми,  посетили открывшийся недавно краеведческий музей. Местные жители были очень приветливы; рассказали нам историю племен, населявших эти края 300 лет назад и много историй про медведей. Село находится в тайге, поэтому можно сказать, что медведь здесь частый гость. Вернувшись на место нашей дислокации, мы сварили обед и за едой обсуждили планы на завтра. Нам предстоял поход в ГУЛАГ Акукан.

[АКУКАН – свидетель трагических судеб. В урочище Акукан в сентябре 1989 года обнаружены остатки лагеря ОГПУ, где заключенные добывали слюду в 1927-32 годах. Информации про этот лагерь практически нет. Архивы не рассекречены по сей день.]

14.07.2010 9 Часов утра. Мы пошли искать лагерь Акукан. С собой взяли только навигатор, питьевую воду и ружье. Дорога в ГУЛАГ вела в гору, по краям которой виднелись пережитки тех времен в виде каменных глыб и трухлявых бревен. Чем глубже дорога уводила в лес, тем гуще была растительность на ней. Приходилось останавливаться через каждые 15-20минут, чтобы скидывать с себя клещей, так как их было огромное количество!!! Благо на нас были энцефалитные костюмы. Так же мы старались не молчать, а разговаривать и говорили очень громко – для того, чтобы дикий зверь, услышав, испугался нас, и не подходил близко. Пройдя больше  половины пути, наш навигатор внезапно показал, что разрядились батарейки, а запасных с собой, увы, не оказалось, шли на легке. Пришлось возвращаться назад – в лагерь. Обратно мы шли уже не по дороге, а по лесу, во избежание набегов клещей.  В лесу, я, увидала большую берлогу медведя, она была под вывернутым корневищем  заваленного дерева и в глубину уходила на метр. Не далеко от берлоги валялась  обглоданная кость ,по-видимому, сохатого. Жутковатое место! 🙁 Выйдя из тайги мы, конечно, были  разочарованы, от того, что не удалось посетить Акукан. Едва успели сварить себе обед, как подул  холодный ветер со свистом, все мгновенно  обволокло туманом и хлынул сильный дождь. Однако, это был нам знак, и хорошо, что мы не пошли искать Акукан вновь. Иначе было бы совсем худо.
К вечеру того же дня, после дождя в 6 часов вечера, мы собрали палатку и пошли на станцию ждать электричку до Нижнеангарска. Шли примерно пол часа, по ходу нашего движения неслись машины, одна из них приостановилась и добрый мужичек предупредил нас об опасности, которая подстерегала нас. Оказалось, что на трассу вышли три медведя и автомобилисты не смогли спугнуть их, сигналя из машины, тогда им пришлось ехать в объезд этот отрезок трассы по грунтовой дороге, где мы и шли…  После таких новостей, мы достали ружье и пошли быстрее прежнего, оглядываясь по сторонам и громко разговаривая. 😀

На станции мы встретили мужичка-рыбака, который рассказал о местных достопримечательностях: рыбах; ягодах и грибах- чем и богаты эти края! А мы, ему, о наших приключениях и впечатлениях. На электричке до Нижнеангарска добрались быстро, примерно за 30 минут. Вышли на второй станции, спустились и отоварились продуктами в магазине.

Далее пошли искать ночлег.  Только дошли до берега, как со стороны Байкала налетел ветер со свистом, резко похолодало, и начался опять сильный ураган с дождем. Ветер дул с такой силой, что сбивало с ног. Палатку мы поставили на берегу и обложили каменными булыжниками, чтоб не снесло ветром! 🙂

15.07.2010 Утро нового дня в Нижнеангарске оказалось ясным и солнечным.  После обеда мы собрались пройти по берегу Байкала до острова Ярки.

[Ярки - это  своеобразный остров шириной 200-250 метров. Он вытянут дугой более чем на 15 километров практически вдоль всего северного побережья Байкала. Он отделяет от Байкала залив Ангарский сор. Остров — намывная песчаная коса, образованная выносами рек Кичера и Верхняя Ангара.  На косе растёт главным образом мелкий березняк и кедровый стланик. Название острова произошло от слова "яр" (уменьшительная форма множественного числа).]

Переправа на этот остров стоила нам 150 рублей.  Пройдя с километр по песчаному пляжу, мы наконец-то нашли подходящее местечко для палатки. Пообедали и решили искупаться.

Только зашли в воду, как налетели тучи, подул холодный ветер, туман, поднялись волны, и началась песчаная буря. Вторую часть дня пришлось просидеть голодными в палатке. Буря закончилась только к восьми часам вечера. За час мы успели сварить еды и чая, затем начался дождь.

16.07.2010    8 Утра, кончился дождь, защебетали птицы, и выглянуло солнце. К обеду уже можно было загорать и купаться.  К 14-и часам опять началась песчаная буря, но мы продолжали купаться. Загорев и накупавшись в теплой воде, мы стали собираться обратно.  С острова нас долго не мог никто забрать. В итоге, попросили местного мужика, переправлявшего свою семью, отвезти нас на другой берег за 150 рублей.

На берегу Байкала в Нижнеангарске у мемориала павшим в ВОВ, стоит бурятская юрта и эвенкийский чум. В юрте нас подчивали местными «позами», пирогами и зеленым чаем с молоком.

После вкусного обеда мы пошли на рыб. завод, купить омуля- вяленого и горячего копчения , себе на пробу. Затем сели на автобус и за 48 рублей доехали до Северобайкальска. Здесь опять пришлось заночевать на городском пляже, было холодно и сыро. С трудом, из сырых дров удалось сварить ужин. На утро следующего дня по плану поездка на термальные источники в Гоуджекит.

17.07.2010   Утром, мы приехали в Солнечный. Расположились в палатке, не далеко от гостиничных домиков.

[Источник Гоуджекит (Солнечный) представляет собой выход напорных термальных вод из гидрогеологической скважины № 20. Состав: натрий - 102,38 мг/л, калий - 4,90 мг/л, железо - 0, 05 мг/л,  стронций - 0,78 мг/л, молибден - 0,01мг/л, бор - 0,05 мг/л, йод - 0, 03 мг/л,  окисляемость - 0,48 мг/л.  Согласно критериям оценки минеральных вод подземная вода скважины является слабоминерализованной кремнистой слаборадоновой гидрокарбонатной натриевой со щелочной реакцией. На скважине оборудован комплекс с бассейном под открытым небом.]

За купание в бассейне в день, на человека пришлось отдать 200 руб., а один раз искупаться стоит 100 руб. В день мы купались  3-4 раза, по 3-4 минуты, так как очень горячая вода +50гр.С .

Из оздоровительных процедур, так же понравилась фитобочка, стоимость одной процедуры 250-280руб.!!!

Природа тех мест конечно, тоже очень красивая!!! Растет все: грибы, ягода и рыба. 🙂

В Гоуджеките мы пробыли 3 дня. Расположили палатку вдали от туристских домиков. Не далеко от нашей палатки, протекал ручей. Весь народ черпал там воду на питье. Мы там же стирали свои вещи.

Сама база находится в лесу, так что мух, комаров и других кровососов там соответственно полно. Вечером мы ходили в лес по грибы и по ягоды. На тот момент созрела только голубика, а из грибов удалось собрать маслят и подберезовиков. На ужин был вкусный суп с грибами ))).

Утро каждого дня у нас начиналось с купания в горячем бассейне. Вообще получалось купаться по 3 раза в день , по 2-3 захода, с передышкой в 10-15 минут. В бассейн с горячей водой нельзя заходить в алкогольном опьянении и на сытый желудок, так как это чревато последствиями. Но, побыв там, мы пронаблюдали, что люди не соблюдают эти правила и лечатся по собственным методикам. Еще я посетила фитобочку с парами из горных лечебных трав – в 2 сеанса по 20 минут, чтобы хорошенько прогреться, так как из-за купания в холодной Байкальской воде – немного простыла. На территории Гоуджекита есть горнолыжная база «Малая медведица», зимой туристы приезжают сюда с близ лежащих городов культурно отдыхать, лечиться и купаться!

Источники Гоуджекита – были завершающей точкой нашего путешествия! Далее, мы направились в Северобайкальск покупать билеты домой.

20.07.2010
Северобайкальск. Удалось приобрести билеты только на 22 число на верхних полках плацкарта.
Итак, у нас в запасе было почти 2 дня до отбытия! За это время мы успели побывать на мемориале павшим в ВОВ, потом посетили тайник игры «Геокэшинг» -это поиск сокровищ в переводе на русский! Затем набрав, рыбы и еды, на местном рынке, мы отправились на пляж искать место для палатки.

Следующий день 21 числа мы провели на берегу – купались и загорали.
Вот так, мы, прожили 2 с половиной недели на севере Байкале, с чем нас и можно поздравить!!! :))))))))))
Нам очень понравилось путешествовать пешим ходом, правда тяжко было таскать на себе рюкзаки весом в 17 и 30 кг :(((. Все же лучше будет в следующий раз взять компанию по больше!!! Так-что пишите 😉

Responses

Привет, мне понравилось ваше путешествие, очень насыщенное. Я хочу вас спросить, числа шестого я поеду в село холодное со своими друзьями, знаю что нужно доехать до Северобайкальска, затем есть маршрутка до Холодного, во сколько отправление не знаю и как она ходит?
Хочу увидеть оленью ферму и найти реальный быт тунгусов, говорят они живут далеко от село Холодное, может что-нибудь слышали?
Страшные истории про медведя, где можно там взять ружье или вы с ним приехали?

Привет!
Поезд ходит только 2 раза в день (если ничего не поменялось). Утром в 6.05 и вечером. Маршрут Северобайкальск-Нижнеангарск-Холодное-Кичера-Новый Уоян. Но можно подсесть на проходящие по БАМу пассажирские поездка дальнего следования, мы так делали, когда на станции медведь ходил 🙂
Оленьи фермы находятся на Севере, идти нужно вдоль реки Холодная, до поселка геологов Перевал. Но там мне кажется уже ничего нету. Идти туда пешком несколько дней. Расстояние порядка 40км. Лучше добираться на машине. Если у вас группа, то лучше договоритесь в Холодном с мужиками, чтобы вас довезли. А на реальных тунгусов посмотреть можно и в самом Холодном. Там же есть и этнографический мини-музей.
Найти стан тунгусов-оленеводов будет не просто, они кочевники от природы. Больше всего их в Якутии, в Эвенкии совсем мало стало. А в Бурятии мне кажется уже не осталось родового оленеводства.
На счет медведей. Их там много 🙂 Но боятся нечего. Кроме шатунов. Лучше на всякий случай в Холодном у местных охотников поспрашивать, есть ли в округе шатуны-подранки. И если есть, то без ружья рискованно, особенно пешком.

Хорошее путешествие, сам жил на перевале (п.Перевал) до 4 го класса и далее в Нижнеангарсе, но узнал много нового, например про Акукан и слюдянские пещеры. Не могли бы дать координаты Акукана?

Совсем забыл, обязательно посмотрите как должен выглядеть окунь :))

Лагерь Акукан
Координаты 55°55’35.13″N 109°46’30.39″E
Когда-то еще несколько лет назад туда была хорошая тропа. Сейчас она заросшая, но проходимая. По тропе в 2010 было очень много клещей в июле. Также тот район изобилует медведями 🙂